Client Stu
Богородский филиал Международной Коллегии Адвокатов "Санкт-Петербург"
1   2   
Судебная практика.
Цены на услуги.
Иванов Дмитрий Александрович. Резюме.
Юридические услуги по гражданским делам.
Адрес. Доски объявлений.
Полезная информация.
Гостевая книга.

Процессуальные вопросы

Вопрос 14: Как должен поступить судья при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта, если обращение в суд представлено в форме искового заявления?

Ответ: Из положений ч.1 ст.246 ГПК РФ следует, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 ГПК РФ и другими федеральными законами.

Следовательно, к делам, возникающим из публичных правоотношений, правила искового производства применяются, если не установлено иное. Данное положение распространяется и на правила оформления заявления и его подачи.

Так, из положений ч. 5 ст. 251 ГПК РФ следует, что заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 данного Кодекса, которая устанавливает форму и содержание искового заявления, а также содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

Поэтому если, несмотря на неправильно избранную форму обращения в суд, соблюдены все иные требования, установленные гражданским процессуальным законодательством для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, то судья должен принять данное заявление к своему производству и рассмотреть дело по существу в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ.

Информация для сведения

В Верховный Суд Российской Федерации поступило письмо Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина, адресованное заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукову, в котором изложены результаты исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства федерального бюджета и сообщается о принятых мерах по данному вопросу по итогам первого полугодия 2007 года, с просьбой довести до сведения судей следующее.

1. В письме высказывается озабоченность тем, что Министерство финансов Российской Федерации вынуждено возвращать взыскателям большое количество исполнительных документов. Основными причинами этих возвратов, как указывается в письме, являются нарушения при оформлении судебными органами исполнительных документов (несоответствие фамилии,имени, отчества взыскателя, арифметические ошибки сумм взыскания), непредставление взыскателем либо судом какого-либо документа, указанного в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. По мнению Министерства финансов Российской Федерации, в судах складывается противоречивая практика по вопросу привлечения в качестве ответчика по делам по искам о возмещении вреда от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, поданным на основании ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает финансовый орган.

Таким образом, в случае удовлетворения иска о возмещении вреда, причиненного государственными органами либо должностными лицами этих органов, взыскание должно производиться с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В суде от имени Министерства финансов Российской Федерации могут по его специальному поручению выступать другие органы (ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

3. Суды при рассмотрении дел не делают различий между ст. 242.2 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим денежные суммы взыскиваются с казны Российской Федерации.

Между тем Бюджетным кодексом Российской Федерации проведено различие между взысканием задолженности, возникшей из-за неисполнения бюджетным учреждением договора, и взысканием судом суммы в возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 данного Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

Поэтому при рассмотрении судебных дел о взыскании денежных средств по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения ответчиком по делу должно выступать данное бюджетное учреждение.

Следствием неприменения указанной нормы является перенаправление Министерством финансов Российской Федерации исполнительных документов в органы Федерального казначейства, а органы Федерального казначейства не принимают к исполнению эти исполнительные документы из-за того, что судом определено взыскание с казны Российской Федерации.

В связи с изложенным надлежит учесть указанные замечания при рассмотрении судами дел, связанных с обращением взыскания на средства федерального бюджета, и принять меры к изучению главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Данное письмо рассмотрено и одобрено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2007 г

Меню

Hosted by uCoz
Design downloaded from FreeWebTemplates.com
Free web design, web templates, web layouts, and website resources!